Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Альтернатив стало больше

Актуальная музыка на московских фестивалях

Известия / Понедельник 14 мая 2001
Весна в Москве -- пора фестивалей современной музыки. С большим успехом прошел в Консерватории "Московский форум", немало музыкальных премьер проводит Всемирная театральная олимпиада, в центре "Дом" открылась "Альтернатива", долгие годы бывшая самым передовым фестивалем, а теперь спокойно существующая в ряду столь же передовых собратьев.
"Я никак не хочу определять отличия "Альтернативы" от других фестивалей, -- сказал перед открытием куратор центра "Дом" Николай Дмитриев, -- просто замечу, что девиз "Авангард на пересечении техно и этно", под которым прошел "Московский форум", раньше могла себе позволить только "Альтернатива".
Успех завершившегося фестиваля "Московский форум" не объяснишь только тем, что вход на него был бесплатным: раньше тоже билетов за деньги не продавали, но все равно в зале сидела только кучка консерваторских профессоров, при том что выступали на "Форуме" лучшие европейские силы. Теперь, что ни день -- аншлаг, и все принимается с восторгом. Яблоку негде упасть на концерте талантливых учеников Марка Пекарского, исполняющих сложнейшие вещи Штокхаузена и Ксенакиса для сольных ударных, и публика вне себя от счастья, хотя знатоки в зале и ворчат, что к оригинальному тексту названных композиторов прозвучавшее имеет мало отношения. Петербуржец Борис Филановский проводит с ансамблем "Студия новой музыки" открытую репетицию, мало обращая внимания на слушателей, -- и это тоже воспринимается с интересом. Исполняются консерваторцы Сюмак и Курляндский, перспективные ставленники руководителя фестиваля Владимира Тарнопольского, уверенно пишущие сложным европейским почерком, -- следуют заслуженные овации. Звучит музыка руководителей дружественных фестивалей в Питере и Казани, значительно более водянистая, -- тоже успех. Далее следуют компьютерные эксперименты Андрея Смирнова, в одном из которых сам Тарнопольский появляется опутанный проводами и датчиками, а биопотенциалы, идущие из его мозга, превращаются в электроакустическую музыку -- полный восторг.
Можно только удивляться тому, что успех никак не связан с качеством звучащей музыки, и констатировать, что организаторы "Московского форума" блестяще сделали свою работу и нашли ключ к современному слушателю, предпочитающему постмодернистскую свалку узко академическому пуризму. Можно и нужно также отметить реальные победы на этом пути: завершал фестиваль великолепный концерт Ансамбля Покровского. Спустя несколько лет после смерти своего бывшего руководителя, этот коллектив потерял половину участников, пережил спад, а теперь обрел новую высоту. Пожалуй, он теперь (наряду в первую очередь с ансамблем "Опус Пост" Татьяны Гринденко) -- один из немногих коллективов, кто способен держать большую аудиторию чисто современным репертуаром: для ансамбля пишут ведущие московские композиторы -- Владимир Мартынов, Владимир Николаев, Ираида Юсупова, эмигрант Александр Раскатов, облекающие актуальную мысль в одежды русского фольклорного пения; раскопали "покровцы" и красивейший Мотет покойного Сергея Беринского.
Раньше Ансамбль Покровского был героем сцены центра "Дом" и фестиваля "Альтернатива": теперь он законно поет на консерваторском "Форуме". "Альтернатива" же перестала быть чем-то исключительным: актуальная музыка вперемежку с этнической звучит в центре "Дом" круглый год, и "Альтернатива" стала лишь одним из проходящих там фестивалей. Это не поражение "Альтернативы", а ее победа: многолетними стараниями куратора фестиваля Дмитрия Ухова новейшие течения европейского авангарда прижились и обрели у нас постоянную прописку. Это не значит, что программа фестиваля не обещает новшеств: кураторы Николай Дмитриев и Сергей Загний, помогающие в этом году Ухову, везут в "Дом" неизвестных доселе Москве минималистов из Франции и Голландии. Но на открытии "Альтернативы" не было аншлага: известный венгерский концептуалист Тибор Семзе и его ансамбль "Гордиев узел" играли для скромного количества публики, которая спокойно и доброжелательно принимала получасовой "Трактат" на тексты Людвига Витгенштейна, перемежаемые задумчивым мычанием автора, и созерцала его пустотные антимонтажные фильмы, в процессе демонстрации которых музыканты вели тягостный инструментальный диалог с веселым кубинским пением и японской медитацией, изливавшимися с экрана.
Современная музыка постепенно выходит из резервации, и пример тому -- музыкальная программа Театральной олимпиады. Исполнение "Апокалипсиса" Владимира Мартынова в костеле на Малой Грузинской не стало удачей: достоинства хорового колосса, выросшего из целого множества русских и западных духовных певческих традиций, не оказались выявлены ни акустикой, ни однообразным пением сводного эстонского хора, ни неловкими режиссерскими разводками Юрия Любимова. Однако в программе олимпиады -- еще целых три премьеры Мартынова в новом театральном здании Анатолия Васильева, а кроме них -- проект композитора Александра Бакши "Полифония мира" с участием Гидона Кремера и интернациональных исполнительских сил, концерт Страсбургских ударников и современная японская опера "Видение Лира" по Шекспиру в постановке Тадаши Судзуки. Стоит радоваться, что серьезная музыка нашего времени из альтернативы превращается в полноправного участника художественной жизни.
ПОДПИСЬ:
Мрачный минималист Тибор Семзе открыл фестиваль "Альтернатива"

Публикации
В подмосковном театре "ФЭСТ" сообщают об обысках
Сотрудники театра "ФЭСТ" (Мытищи, Московская область) сообщили о блокировании сотрудниками правоохранительных органов здания театра и обысках у бывшего директора Игоря Соколова.
Интерфакс-Россия / 26 марта 2019

Об Пушкина. Часть первая
В Пскове продолжается XXVI Пушкинский театральный фестиваль. В блоге ТЕАТРА. дебютируют выпускники Школы Театральных Блогеров, инициированной АТК и поддержанной СТД РФ.
Журнал Театр. / 15 февраля 2019

Фестиваль нового театра открывается в Новосибирске
Его организаторами стали Театр "Старый дом" и "Первый театр".
Театрон / 11 января 2019

Постановка «100% Воронеж» вошла в шорт-лист лучших российских спектаклей
РИА Воронеж / 18 декабря 2018

Ахеджакова: Звание «Человек года» Серебренникова от приговора не спасёт
Народная артистка выразила надежду в эфире НСН, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, хотя бы избежит реального срока.
Национальная служба новостей / 17 декабря 2018

Кирилл Серебренников стал "Человеком года" по версии Ассоциации театральных критиков
В тройку лидеров номинации также вошли основатели "Театра.doc" Елена Гремина и Михаил Угаров, театральный режиссер Михаил Бычков
ТАСС / 17 декабря 2018

Ассоциация театральных критиков признала Серебренникова «Человеком года»
Коммерсантъ-Online / 17 декабря 2018

Александр Калягин остался должен псковским театральным блогерам сертификаты
В Пскове состоялся первый выпуск «Школы театрального блогера» при областном театре драмы
Московский Комсомолец Псков / 16 декабря 2018

Эксперт: независимая экспертиза государственных театров необходима перед их оптимизацией
Член Ассоциации театральных критиков Лариса Барыкина отметила увеличение количества театров в стране и их разную творческую интенсивность
ТАСС / 14 декабря 2018

НОВАЯ КРИТИКА НОВОГО ТЕАТРА
Лекторий «Новая критика нового театра» пройдёт 17 декабря в кафе театра «Старый дом». Это вторая лекция просветительского проекта, организованного театром совместно с Ассоциацией театральных критиков.
Эпиграф / 10 декабря 2018

В школе театрального блогера на базе Псковского академического театра драмы завершили первую сессию занятий
Iluki.ru / 09 декабря 2018

Кубань становится по-настоящему театральной
Председатель жюри Глеб Ситковский вручил приз от Ассоциации театральных критиков — диплом «Одному театру» за создание спектакля «С училища»
Московский Комсомолец Краснодар / 04 декабря 2018

Школу театрального блогера открывают в театре «Старый дом»
Известный театральный критик и эксперт «Золотой маски» Алексей Киселёв научит новосибирцев писать интересные рецензии и отзывы к спектаклям, а также расскажет, как правильно смотреть и понимать театральные постановки.
Новосибирские новости / 27 ноября 2018

В Омской драме открывается бесплатная школа театрального блогера
Занятия проведет столичный театральный критик Дина Годер
Новый Омск / 26 октября 2018

Все публикации